НУЖЕН ЛИ ДЕД МОРОЗ ПРАВОСЛАВНЫМ?
Не такой уж он и старый – Дед Мороз
ЗИМА ЕЩЕ ТОЛЬКО ПРОТАПТЫВАЕТ К НАМ ТРОПКУ, А МАГАЗИНЫ УЖЕ ПОЛНЫ ТОВАРОВ С РОЖДЕСТВЕНСКОЙ И НОВОГОДНЕЙ СИМВОЛИКОЙ. ПРИБЛИЖАЕТСЯ САМЫЙ «ПОДАРОЧНЫЙ» ПЕРИОД ГОДА. ДЛЯ ЕВРОПЕЙЦЕВ РОЖДЕСТВО – ГЛАВНЫЙ ПРАЗДНИК. ЗА ПОЛТОРА-ДВА МЕСЯЦА ПРЕДПРАЗДНИЧНЫХ БАЗАРОВ И ПОСЛЕПРАЗДНИЧНЫХ РАСПРОДАЖ ЕВРОПЕЙСКИЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ РЕАЛИЗУЮТ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ ВСЕХ СВОИХ ТОВАРОВ.
За подарочной лихорадкой наступит длительная ремиссия. А пока что покупают всё: сувениры, сладости, одежду, велосипеды, стиральные машины и автомобили. Подарки предназначены родителям и детям, родным и близким, тем, кому обязан, и тем, от кого зависишь. Словом, всем и вся. И, конечно же – себе. Христианская традиция рождественских подарков возникла из ежегодного воспоминания евангельского события о приношении даров Младенцу Христу волхвами. Вспомним евангельское: И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11).
А вот Новый год в Европе не пользуется такой популярностью. На него не приходится и десятой доли тех затрат и эмоций, которые сопровождают празднование Рождества, а подарки, кажется, и вовсе делать не принято. В России иначе. Десятилетия атеистической идеологии и антирелигиозной пропаганды оставили свои плоды. Большая часть наших соотечественников еще не определилась в отношении этих двух праздников и не знает, какому из них отдать предпочтение – Рождеству или Новому году. Ведь сколько лет единственным неполитизированным праздником в России (вернее, в Советском Союзе) был Новый год! Это был праздник свободы, независимости и веселья. Разумеется, Новый год был уступкой властей христианскому (в основном) населению страны, как альтернатива традиционному празднованию Рождества. Этот государственный праздник унаследовал и привычные атрибуты Рождества – ёлку и подарки.
В это же время «родился» и Дед Мороз. Бородатый старик в красном тулупе и с мешком подарков появился в 1935 году по указу о праздновании Нового года. Заметим, что до этого Новый год большевики не жаловали. В методических указаниях к проведению праздника говорилось о «традиционном» и «сюрпризном» элементах. «Традиционным» был признан Дед Мороз, а «сюрпризным» стал его мешок. Хотя говорить о традиции здесь вряд ли уместно. До этого Мороза в России знали как повелителя холода. Можно вспомнить Морозко, Деда-Студенца, Трескуна из народных сказок – персонаж этот вовсе не отличался добротой. Встреченных им в лесу морозил, стучал посохом по бревнам крестьянских изб так, что они трескались, насылал ледяные ветры. И в литературе XIX века образ Мороза полностью соответствует его фольклорному прототипу. У Некрасова он убивает молодую вдову, оставляя сиротами малолетних детей. У Островского в пьесе «Снегурочка» он ничуть не лучше, его потеха – скрипеть, дуть ветрами, морозить обозы и стучать по замерзшим рекам. Как сказали бы сегодня – черный юмор. Ни о каких подарках и речи нет.
Да и советский дед не сразу завоевал детскую любовь. Вначале дети его попросту боялись, может быть, тогда и появилась рядом с ним его внучка Снегурочка. Чтобы ребятишкам не было так страшно. Но со временем, благодаря «сюрпризному» элементу – подаркам, дети привыкли к старику и полюбили его. Местом жительства нового персонажа определили Северный полюс, что мы можем увидеть в старых советских мультфильмах. А с 1999 года, опять же по государственной программе, Дед Мороз перебрался в Великий Устюг. И теперь к нему в гости ездят целые поезда с детворой.
Персона дарителя рождественских подарков в разных странах разная. Но все они, кроме нашего отечественного деда – христианские святые. В католической Испании к детям с дарами приходят основоположники традиции – волхвы Гаспар, Мельхиор и Бальтазар. В Польше и Германии волхвов называют Тремя Королями и так же ждут от них подарков. В Греции и на Кипре дары приносит святой Василий. В Италии дарительницы – святая Екатерина и святая Епифания. Во многих европейских странах детей одаривает святитель Николай (Санта-Клаус). Таким образом, свою благодарность получивший подарок адресует Божиему угоднику и Самому Господу.
Перенимая многое из западной культуры, Петр Первый еще задолго до большевиков пытался ввести в празднование Рождества лицо, приносящее подарки, – Дедушку Николая или Санта-Клауса. Но распространения эта идея не получила. По русскому обычаю дары вручал домочадцам глава семьи. Старшие дети делали своими руками подарки для прислуги. На ёлках (они были обычно благотворительными или при церквях) детей одаривали священник или благотворитель, возможно, кто-то от их лица. Не прижились у нас персонажи-дарители.
Помнится, в одной из первых детских воскресных школ Москвы (речь идет о конце 80-х годов ХХ века) на рождественской ёлке батюшка спросил деток: «Дети, угадайте, кто сейчас вам будет дарить подарки?» «Дед Мороз!» – закричали все на одном дыхании. «Нет, дети, это мы с отцом Владимиром будем раздавать подарки». Помню, что от отсутствия Деда Мороза веселья ничуть не убавилось. Не убавляется оно и на сегодняшних приходских ёлках, где маленьких (а иной раз и взрослых) прихожан одаривает настоятель.
В отношении Деда Мороза, думается, нужно, как и во всём, избегать крайностей. Его не следует изгонять или остерегаться, как персонажа из языческих сумерек славянских народов вроде лешего или домового. В этом смысле Дед Мороз чист – он никогда не принадлежал языческому пантеону. Но не стоит и отстаивать его обязательное присутствие на празднике как представителя древней народной традиции. Традиции этой совсем немного лет, гораздо более времени наши предки праздновали Рождество без него. И хотя в принятии подарков от Деда Мороза нет ничего предосудительного, но в церковной семье всё же нужно учитывать некоторые обстоятельства. Дед Мороз принадлежит Новому году, который всё еще празднуется у нас с большим размахом, чем Рождество, да еще и по времени – до Рождества. Тому есть исторические причины. Конечно, и верующие церковные люди радуются новолетию, то есть Новому году, и благодарят Господа за прожитый год, но, согласитесь, рождение Христа – событие более значительное. Важно, чтобы не только взрослые, но и дети чувствовали это. Поэтому подарок от Мороза не может быть значительнее подарка рождественского. Пусть это будет небольшой пакет сладостей. А уж велосипед, кукольный домик или что-то особо желанное лучше подарить на Рождество. Что касается самого дара, то, наверное, более разумно последовать нашей традиции, о которой уже было сказано выше, когда подарок вручается главой семьи. В этом случае ребенок будет испытывать чувство благодарности к старшему члену семьи, к родителям или бабушке с дедушкой, его благодарность будет более «направленной». В такие минуты всеми – кем осознанно, кем бессознательно, особенно сильно переживаются семейное взаимопонимание и любовь. Такими минутами нужно дорожить. Ведь именно любовь более всего соединяет нас с Богом. Потому что любовь от Бога.
Анастасия Николаева
Назад к списку