РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведете с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» (Тропарь, глас 4.)
Рождество Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа — величайшее событие, озарившее человечество спасительным светом.
До Рождества Сына Божия явления Господа Бога на земле были лишь предуготовлением к совершеннейшему из сошествий (воплощению). Господь Бог являлся в раю по падении человека для возмещения ему суда правды и вместе с тем суда милости, сходил в водах всемирного потопа для истребления обветшавшего в беззаконии человечества, сходил для смешения языков, чтобы отделить Церковь Свою от единомыслия гордых столпотворителей, сходил в знамениях и откровениях Праотцам, сходил в громе и молниях на Синае — и все это для того, чтобы предуготовить Свое воплощение для спасения рода человеческого.
«Закон, — говорит святой апостол Павел, — был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 24).
«Были Его явления, — замечает святой Амфилохий, — а не обращение с людьми; а здесь возвещается обращение Его с человеками, а не просто явление».
Когда род человеческий ниспал в самую глубину нечестия и беззаконий, грех умножился и распространился по лицу всей земли, тогда Отец Небесный благоизволил послать на землю Единородного Сына Своего.
Но люди, "познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но суетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (...) И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнение зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самосвалы, горды, изобретательный на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1, 21 — 32).
Господь словно бы ждал, пока исполнится мера зла, чтобы голгофской жертвой Своей исцелить все немощи в страждущем человечестве. Пророк Исаия предвещал: «Се, Дева во чреве предмет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).
И в иудейском Вифлееме, как предсказывал пророк Михей, родился Господь наш Спаситель от Приснодевы. И был он чист и свят. Величие и слава Вифлеема проистекают из значения его именно как места, где родился Спаситель мира Гос подь наш Иисус Христос, Бог Слова, Вечный Источник Жизни, Хлеб Небесный.
В Апостольских постановлениях заповедуется праздновать Рождество Христово 25 декабря (по Юлианскому летосчислению). В Восточных Церквах (Александрийской, Кипрской) этот праздник отмечался вместе с праздником Крещения Господня 6 января (по Юлианскому календарю) под общим названием Богоявления. Основанием такого совместного празднования служило не историческое его соответствие самому событию, так как день Рождества Спасителя для Древней Церкви был неизвестен, а предание, что Господь наш родился в тот же день, что и Адам, то есть в шестой от создания мира.
Месяц и число Рождества Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа определяется следующими соображениями. В Евангелии от Луки говорится, что, когда Спаситель крестился, Ему было около 30 лет. Согласно древнему преданию, крещение Господа нашего совершалось 6 января. И если Господь наш Иисус Христос имел 30 лет в январе, при крещении, то день Рождества Его не мог быть далеко от этого числа. Но апостол Лука указывает, что Иисус Христос Господь наш был по человечеству моложе Иоанна Крестителя шестью месяцами. А время рождения Иоанна стоит в связи со временем явления Архангела Гавриила Захарии в храме.
Точные вычисления показывают, что чреда Захарии во храме была между 2 и 9 октября 746 года от построения Рима. Праведник Захария 10 октября мог уже возвратиться в свой дом. И если с этого времени считать непраздность (беременность) Елисаветы, то время зачатия Пресвятой Девой Марией Господа нашего и Спасителя, совершившееся в шестой месяц после этого события (после 10 марта), надобно полагать 25 марта 747 года от построения Рима.
Вифлеем (по-еврейски — «дом хлеба»; у арабов — «дом плоти») первоначально назывался Ефрафа (Быт. 35, 19), что значит «плодородие». Город расположен в восьми километрах к югу от Иерусалима на двух холмах (800 метров выше уровня моря), окруженных долинами. Главной святыней Вифлеема являются храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города, на восточном холме. В 330 году византийский император святой равноапостольный Константин воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Господь наш Иисус Христос. В 527 — 565 годах император Юстиниан сделал к ней пристройку.
Величественнейший храм Рождества Христова сохранился до наших дней практически без существенных изменений. Храм имеет длину 40 метров, десять пар столбов в четыре ряда. В храме от входа до солеи (возвышение в храме перед иконостасом) повешены в шесть рядов большие лампады. Икон на стенах в храме нет. В алтарной части храма (под алтарем) — вход в пещеру Рождества. Перед входом сень с иконой Тайной вечери и много других икон. В пещеру ведут тринадцать полукруглых ступеней. Вертеп Рождества (длина — 12 м, ширина — 4 м) является подземным храмом. Над местом Рождения Спасителя в полу отверстие, вокруг него — четырнадцатиконечная серебряная звезда, на которой надпись на латыни: «Здесь от Девы Марии родился Христос». Напротив пещеры Рождества находятся три ступеньки, ведущие в пещеру Яслей, где полагался Богомладенец. Ясли сделаны из мрамора: дно — из белого, боковые стенки — из коричневого. В них лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа.
Рядом с храмом в пещерах — место отрытого захоронения убиенных четырнадцати тысяч вифлеемских младенцев. Пять ступеней вверх ведут в храм святого Иосифа, воздвигнутый на месте, где праведник получил повеление от Ангела бежать в Египет с Младенцем Христом.
Невдалеке от храма Рождества Христова располагается необычная пещера, стены которой от множества зажигаемых лампад покрыты толстым слоем копоти, скрывшим своды молочно-белого цвета. На этом месте, по преданию, Пречистая Богоматерь кормила грудью Богомладенца: от упавших на землю нескольких капель молока пещера приняла белоснежный вид, потому и называется Млечной.
Рядом с Млечной пещерой расположена долина Пастырей и селение Пастырей — Бет Сагур (два километра на юго-запад от Вифлеема), откуда родом были пастухи, первые получившие весть от Ангела Господня о Рождестве Спасителя рода человеческого. Кроме ангельского благочестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово не менее чудесно предвозвещено было и на отдаленном востоке языческим волхвам. Раньше многих иудеев эти волхвы удостоились поклониться родившемуся Господу и Спасителю, послужить Ему своими приношениями и даже сделаться провозвестниками Его пришествия.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2).
Такое соотношение времени прихода волхвов с Рождением Спасителя показывает, что в пути их все было предопределено и предусмотрено свыше и что путь этот начался задолго до времени Рождества Господня. К месту Рождения Спасителя волхвов Гьспара, Валтасара и Мельхиора привела звезда Вифлеемская: «... И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними как наконеи, пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Мф. 2, 9).
Звезда была видна и днем: она то появлялись, указывая место, где возлежал Богомладенец, то исчезала. Обыкновенно небесные тела движутся от востока к западу, а Вифлеемская звезды шла от севера к югу. Вифлеемская звезда была видна в течение семидесяти дней.
Языческие волхвы, чьи имена дошли до нас, принесли Богу дары. Мельхиор принес золото Царю и Владыке, Гаспар принес ливан вочеловечившемуся Богу, Валтасар принес смирну смертному Сьну Человеческому. Таким образом, трое мудрецов почтили Единого от Троицы тремя дарами, которыми исповедали в Нем два естества, почитая Божие и человеческое естество в единстве.
Возвратившись каждый в свою страну, они сделались учителями и проповедниками пришествия в мир Сына Божил Иисуса Христа Спасителя мира. Своим богопоклонением и служением истине восточные мудрецы как бы предвозвещали на будущие века, что наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда покорно и смиренно склоняются пред Господом и Спасителем нашим.
Рождество Господне — это торжество примирения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига Сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы.
Часовня на месте передачи даров монахам |
||
…Монахи-святогорцы сохранили драгоценные для человечества дары волхвов до наших дней. С особым тщанием бесценные сокровища хранят греческие иноки монастыря Святого Павла в нескольких небольших ковчегах - мощевиках. Монахи хорошо понимают, как велики для всех паломников духовная, историческая и археологическая ценности даров волхвов , поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители. Игумен монастыря Святого Павла архимандрит Парфениус Моренатос, в порядке исключения, позволил в январе 2002 сфотографировать дары волхвов (смотри фото).
Обратимся к преданию, где рассказывается, как волхвы принесли в дар родившемуся Богомладенцу золото, ладан и смирну. Золото – как подарок для Царя, ладан (дорогая по тем временам ароматическая смола, подносимая в знак особой почести) – для Бога, смирну – для Человеку и Спасителя, ставшего Сыном Человеческим. Сохранившееся до наших дней золото представлено в виде приблизительно трех десятков небольших пластин, напоминающих формы трапеций и многоугольников, где древние мастера-ювелиры нанесли тончайший филигранный орнамент. Семь десятков небольших, величиной с обыкновенную маслину, скатанных шариков - это и есть ладан и смирна.
Дары волхвов |
||
Дары волхвов |
||
Панорама Кельна |
||
© Анатолий Холодюк
Назад к списку