Приход Храма Успения Богородицы. - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведете с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» (Тропарь, глас 4.)
 Рождество Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа — величайшее событие, озарившее человечество спасительным светом.
До Рождества Сына Божия явления Господа Бога на земле были лишь предуготовлением к совершеннейшему из сошествий (воплощению). Господь Бог являлся в раю по падении человека для возмещения ему суда правды и вместе с тем суда милости, сходил в водах всемирного потопа для истребления обветшавшего в беззаконии человечества, сходил для смешения языков, чтобы отделить Церковь Свою от единомыслия гордых столпотворителей, сходил в знамениях и откровениях Праотцам, сходил в громе и молниях на Синае — и все это для того, чтобы предуготовить Свое воплощение для спасения рода человеческого.
«Закон, — говорит святой апостол Павел, — был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гал. 3, 24).
«Были Его явления, — замечает святой Амфилохий, — а не обращение с людьми; а здесь возвещается обращение Его с человеками, а не просто явление».
Когда род человеческий ниспал в самую глубину нечестия и беззаконий, грех умножился и распространился по лицу всей земли, тогда Отец Небесный благоизволил послать на землю Единородного Сына Своего.
Но люди, "познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но суетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (...) И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнение зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самосвалы, горды, изобретательный на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют" (Рим. 1, 21 — 32).
Господь словно бы ждал, пока исполнится мера зла, чтобы голгофской жертвой Своей исцелить все немощи в страждущем человечестве. Пророк Исаия предвещал: «Се, Дева во чреве предмет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).
И в иудейском Вифлееме, как предсказывал пророк Михей, родился Господь наш Спаситель от Приснодевы. И был он чист и свят. Величие и слава Вифлеема проистекают из значения его именно как места, где родился Спаситель мира Гос подь наш Иисус Христос, Бог Слова, Вечный Источник Жизни, Хлеб Небесный.
В Апостольских постановлениях заповедуется праздновать Рождество Христово 25 декабря (по Юлианскому летосчислению). В Восточных Церквах (Александрийской, Кипрской) этот праздник отмечался вместе с праздником Крещения Господня 6 января (по Юлианскому календарю) под общим названием Богоявления. Основанием такого совместного празднования служило не историческое его соответствие самому событию, так как день Рождества Спасителя для Древней Церкви был неизвестен, а предание, что Господь наш родился в тот же день, что и Адам, то есть в шестой от создания мира.
Месяц и число Рождества Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа определяется следующими соображениями. В Евангелии от Луки говорится, что, когда Спаситель крестился, Ему было около 30 лет. Согласно древнему преданию, крещение Господа нашего совершалось 6 января. И если Господь наш Иисус Христос имел 30 лет в январе, при крещении, то день Рождества Его не мог быть далеко от этого числа. Но апостол Лука указывает, что Иисус Христос Господь наш был по человечеству моложе Иоанна Крестителя шестью месяцами. А время рождения Иоанна стоит в связи со временем явления Архангела Гавриила Захарии в храме.
Точные вычисления показывают, что чреда Захарии во храме была между 2 и 9 октября 746 года от построения Рима. Праведник Захария 10 октября мог уже возвратиться в свой дом. И если с этого времени считать непраздность (беременность) Елисаветы, то время зачатия Пресвятой Девой Марией Господа нашего и Спасителя, совершившееся в шестой месяц после этого события (после 10 марта), надобно полагать 25 марта 747 года от построения Рима.
Вифлеем (по-еврейски — «дом хлеба»; у арабов — «дом плоти») первоначально назывался Ефрафа (Быт. 35, 19), что значит «плодородие». Город расположен в восьми километрах к югу от Иерусалима на двух холмах (800 метров выше уровня моря), окруженных долинами. Главной святыней Вифлеема являются храм и пещера Рождества Христова, находящиеся в конце города, на восточном холме. В 330 году византийский император святой равноапостольный Константин воздвиг базилику на месте пещеры, в которой родился Господь наш Иисус Христос. В 527 — 565 годах император Юстиниан сделал к ней пристройку.
Величественнейший храм Рождества Христова сохранился до наших дней практически без существенных изменений. Храм имеет длину 40 метров, десять пар столбов в четыре ряда. В храме от входа до солеи (возвышение в храме перед иконостасом) повешены в шесть рядов большие лампады. Икон на стенах в храме нет. В алтарной части храма (под алтарем) — вход в пещеру Рождества. Перед входом сень с иконой Тайной вечери и много других икон. В пещеру ведут тринадцать полукруглых ступеней. Вертеп Рождества (длина — 12 м, ширина — 4 м) является подземным храмом. Над местом Рождения Спасителя в полу отверстие, вокруг него — четырнадцатиконечная серебряная звезда, на которой надпись на латыни: «Здесь от Девы Марии родился Христос». Напротив пещеры Рождества находятся три ступеньки, ведущие в пещеру Яслей, где полагался Богомладенец. Ясли сделаны из мрамора: дно — из белого, боковые стенки — из коричневого. В них лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа.
Рядом с храмом в пещерах — место отрытого захоронения убиенных четырнадцати тысяч вифлеемских младенцев. Пять ступеней вверх ведут в храм святого Иосифа, воздвигнутый на месте, где праведник получил повеление от Ангела бежать в Египет с Младенцем Христом.
Невдалеке от храма Рождества Христова располагается необычная пещера, стены которой от множества зажигаемых лампад покрыты толстым слоем копоти, скрывшим своды молочно-белого цвета. На этом месте, по преданию, Пречистая Богоматерь кормила грудью Богомладенца: от упавших на землю нескольких капель молока пещера приняла белоснежный вид, потому и называется Млечной.
Рядом с Млечной пещерой расположена долина Пастырей и селение Пастырей — Бет Сагур (два километра на юго-запад от Вифлеема), откуда родом были пастухи, первые получившие весть от Ангела Господня о Рождестве Спасителя рода человеческого. Кроме ангельского благочестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово не менее чудесно предвозвещено было и на отдаленном востоке языческим волхвам. Раньше многих иудеев эти волхвы удостоились поклониться родившемуся Господу и Спасителю, послужить Ему своими приношениями и даже сделаться провозвестниками Его пришествия.
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 2).
Такое соотношение времени прихода волхвов с Рождением Спасителя показывает, что в пути их все было предопределено и предусмотрено свыше и что путь этот начался задолго до времени Рождества Господня. К месту Рождения Спасителя волхвов Гьспара, Валтасара и Мельхиора привела звезда Вифлеемская: «... И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними как наконеи, пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Мф. 2, 9).
Звезда была видна и днем: она то появлялись, указывая место, где возлежал Богомладенец, то исчезала. Обыкновенно небесные тела движутся от востока к западу, а Вифлеемская звезды шла от севера к югу. Вифлеемская звезда была видна в течение семидесяти дней.
Языческие волхвы, чьи имена дошли до нас, принесли Богу дары. Мельхиор принес золото Царю и Владыке, Гаспар принес ливан вочеловечившемуся Богу, Валтасар принес смирну смертному Сьну Человеческому. Таким образом, трое мудрецов почтили Единого от Троицы тремя дарами, которыми исповедали в Нем два естества, почитая Божие и человеческое естество в единстве.
Возвратившись каждый в свою страну, они сделались учителями и проповедниками пришествия в мир Сына Божил Иисуса Христа Спасителя мира. Своим богопоклонением и служением истине восточные мудрецы как бы предвозвещали на будущие века, что наука и философия только тогда приобретают свое истинное высокое значение и надлежащую силу, когда покорно и смиренно склоняются пред Господом и Спасителем нашим.
Рождество Господне — это торжество примирения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига Сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы. 

 

Дары волхвов - на Афоне,
а мощи волхвов - в Кельне
 
        Такое можно увидеть только в Свято-Пантелеимоновом монастыре  на Рождество Христово:  двумя склоненными  друг к другу еловыми ветками оригинально оформлен   вертеп над установленной в глубине под углом небольшой старинной  иконой, изображающей  Святое Семейство и рождественскую звезду над вифлеемским небом. Священноархимандрит Иеремия и иеромонахи в белоснежных ризах, поочередно прикладываясь  к  иконе, напоминают мне  тех самых волхвов со свитой,  пришедших на поклонение  Богомладенцу.
 
       -  Если желаешь увидеть дары самих волхвов, поезжай в монастырь святого Павла, - напутствовал меня  перед благословением духовник Макарий, на  худом  и впалом лице которого после рождественского поста, кажется,  не хватает кожи,  и только празднично сиюят   серо-голубые глаза.
   
  Часовня на месте передачи даров монахам  
 

Часовня на месте передачи даров монахам

 
 
        ... В устье ущелья между впадающими в море горными потоками, возвышается основанный  в Х веке монастырь святого Павла. В Х1У столетии эта обитель была славянской, и дочь сербского правителя Георгия Бранковича Мария (Мара), будучи вдовой турецкого султана Мурата (Мурада)  II-го , передала в обитель   найденные в Константинопольской сокровищнице  греческих императоров части золота, ладана и смирны, принесенные волхвами в дар вифлеемскому Младенцу Господу Иисусу Христу. По преданию, сербская царевна Мария сама хотела внести эти бесценные сокровища в монастырь, но  « ей было внушено свыше не нарушать строгого афонского устава», запрещающего женщинам вход в монастыри Святой Горы. На том самом месте  передачи сокровищ монахам, где когда-то  стояла коленопреклоненная Мария, ныне находятся  Царицын крест и часовня – памятник, запечатлевший изображения этой встречи.
 
Дары волхвов, свидетельствуют церковные историки, бережно хранила всю жизнь Матерь Божия, передавшая их незадолго до своего успения в Иерусалимскую Церковь, где они находились вместе с поясом  и ризой Богоматери до 400-го года. Далее дары были перенесены византийским императором Аркадием в Константинополь для освящения новой столицы империи, где  их  поместили в храме Св. Софии.  Позже дары попали в город Никею и хранились там приблизительно 60 столетий. Дары вновь возвратились в Константинополь, а после падения города (1453) они переправлены на Афон.
   
   
   
 

…Монахи-святогорцы сохранили драгоценные для человечества дары волхвов до наших дней. С особым тщанием бесценные сокровища хранят греческие иноки монастыря Святого Павла в нескольких небольших ковчегах - мощевиках. Монахи хорошо понимают, как велики для всех паломников духовная, историческая и археологическая ценности даров волхвов , поэтому они после ночных богослужений выносят их на поклонение всем гостям обители. Игумен монастыря Святого Павла архимандрит Парфениус Моренатос, в порядке исключения, позволил в январе 2002 сфотографировать дары волхвов (смотри фото).

Обратимся к преданию, где рассказывается, как волхвы принесли в дар родившемуся Богомладенцу золото, ладан и смирну. Золото – как подарок для Царя, ладан (дорогая по тем временам ароматическая смола, подносимая в знак особой почести) – для Бога, смирну – для Человеку и Спасителя, ставшего Сыном Человеческим. Сохранившееся до наших дней золото представлено в виде приблизительно трех десятков небольших пластин, напоминающих формы трапеций и многоугольников, где древние мастера-ювелиры нанесли тончайший филигранный орнамент. Семь десятков небольших, величиной с обыкновенную маслину, скатанных шариков - это и есть ладан и смирна.

   
  Дары волхвов  
 

Дары волхвов

 
 
         Евангельское повествование о рождении ночью в Вифлееме Богомладенца знает каждый. В Законе Божьем (составитель -  протоирей   С. Слободской) расказывается, что вифлеемские пастухи первыми узнали о рождении Спасителя. Волхвы как персонажи повествования о Рождестве Христовом, пришли из далекой страны с Востока. Волхвами, или мудрецами, назывались  в те далекие времена  ученые люди, наблюдавшие и изучавшие звезды. Тогда люди верили, что при рождении великого человека на небе появляется новая звезда. Волхвы же эти были люди благочестивые, и Господь, по милости Своей, дал им такое знамение – на небе появилась новая, необычайная звезда. Увидев чудно мерцавшую звезду, волхвы сразу поняли, что ожидаемый народом «Великий Царь Израильский» уже родился. Они собрались в путь и пошли  в столицу иудейского царства, Иерусалим, чтобы узнать там, где этот Царь родился, и поклониться ему. Царь Ирод, тайно призвав к себе волхвов, выведал у них время появления  новой звезды. До этого царь Ирод спросил священников и книжников: «Где должно родиться Христу?». Они ответили: «В Вифлееме Иудейском, потому что  так написано у пророка Михея». Волхвы, выслушав царя Ирода, пошли в Вифлеем. И снова та самая звезда, которую они видели  прежде на востоке, появилась на небе и, двигаясь по небу, шла перед ними, указывая им путь. В Вифлееме  звезда остановилась над тем местом, где находился родившийся Младенец Иисус.
 
Спорным  является вопрос о времени прихода волхвов в Вифлеем (см. Православная энциклопедия.- М., 2001, т. 1Х, с.279). Независимо от вавилонского или персидского происхождени волхвов, ясно, что с учетом необходимых приготовлений к путешествию и расстоянию до   Вифлеема, они могли достичь его не ранее,  чем несколько недель после рождения Младенца. Наиболее широкое распространение получило мнение, согласно которому волхвы прибыли в Вифлеем, когда Младенцу было уже не менее двух лет. Кстати, на это косвенно может указывать приказ Ирода «избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2.16). Многие церковные авторы считают, что волхвы прибыли в течение второго года после Рождения Христа, причем эта интерпретация отражена в иконографии поклонения волхвов первых веков христианства, где Младенец изображен уже немного подросшим (См.: Там же, с.280-281). Имеется и группа авторов, склоняющихся считать, что событие поклонения волхвов произошло на первой неделе после рождения Иисуса.
 
         ... Волхвы  поклонились и пали ниц перед Младенцем, открыв свои сокровища, принесенные в дар: золото, ладан и смирну, символизирующме веру, разум и добрые дела. Волхвы поклонились Богомладенцу как Сыну Божию. Сколько именно было  волхвов, библейская история умалчивает. Имеются произведения,  где говорится о 2, 4, 6, 8 и даже о 12 волхвах. Учитывая, что миру ивестны всего три дара - сокровища, христиане с незапамятных времен  стали полагать, что и волхвов тоже было три. В УШ столетии один авторитетный историк Церкви Иоаков из Варацце  обнародовал имена  волхвов – Гаспар (или Каспар), Мельхиор и Бальтазар (Валтасар), хотя их имена появились еще в раннем средневековье (У1). В некоторых повествованиях имеются данные и об их внешнем виде: Каспар был «безбородым юношей», Мельхиор – «бородатым старцем», а Мельхиор – «темнокожим» или «черным». По преданию, они  происходили то ли из  Персии,  то  ли из Аравии, Месопотамии или  Эфиопии. Волхвы были благочестивыми христианами и проповедовали Евангелие на Востоке.  В других источниках указывается, что они были «восточными царями», «мудрецами-астрологами», «звездочетами», ищущими истину. Вернувшись в свои родные места, волхвы стали возвещать в народе об Иисусе Христе, строили храмы и часовни, где были изображения Богомладенца и звезда над крестом. Имеются данные и о том, что апостол Фома посвятил их в епископы. Волхвы закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены они были тоже вместе. Церковь причислила их к лику святых.
 
         Историки спорят, были ли они «святыми королями»,  как их величают в Германии, где до наших дней  хранятся их мощи. По преданию, мощи волхвов  были обретены в Персии равноапостольной Еленой и перенесены в Константинополь, а в У-м веке  - в Милан. О гробницах волхвов в персидском городе Сава (к юго-западу от Тегерана) сообщал в УШ веке Марко Поло (См.: Там же, с. 282).   Известно, что в 1164 году из Милана останки прославленных трех волхвов кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель сначала перенес по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кельн. Сохранились свидетельства о том, что мощи волхвов были подарены архиепископу императором Фридрихом 1 Барбароссой.
 
       К святым реликвиям Кельна стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями со всех близлежаших к этому городу земель. Истории известно,  что в немецкий город со всей Европы прибывали   многочисленные религиозные процессии и потоки людей. В народе волхвы, или «три святых короля», стали называться  покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники  специально приходили в Кельн, чтобы в местном кафедральном соборе поклониться волхвам, о чем написано в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».
 
   
  Дары волхвов  
 

Дары волхвов

 
На гербе города Кельна  и сегодня изображены три короны. Установленный праздник – «День трех святых королей»-  объявлен нерабчим и ежегодно отмечается в Германии 6 января. Накануне вечером  в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны  и с коронами на головах. Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех королей». Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу. В каждой   церкви устраиваются вертепы или рождественские ясли, где «присутствуют»  и знаменитые  волхвы.  По сохранившейся давней традиции,  6 января  хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов: С + М + В и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает дом  и его жителей от всех бед. Кроме того, немцы в последний раз зажигают  новогоднюю  елку  и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».
   
  Панорама Кельна  
 

Панорама Кельна

 
 
Однако вернемся в Кельн. В  1180 (1181) году местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить ковчеги ( реликварии) для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских , а также мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 ( по другим данным – в 1230) году, и сегодня считают самым выдающимся шедевром средневекового искусства, а хранится он в знаменитом Кельнском соборе. Ковчег этот представляет собой трехнефную базилику с двумя нижними и одним верхним помещениями. Искусствоведы считают, что в настоящее время  это  произведение  ювелирного искусства утратило свою завершенность  не только из-за многолетнего его использования, но и позднейших  его реставрации и разграбления.
 
В немецкой прессе время от времени  появляются заметки скептиков, сомневающихся в том, что в кельнском ковчеге действительно  находятся мощи именно  тех самых знаменитых трех волхвов, а не якобы «трех молодых мужчин», умерших в середине Х11 столетия. Что же касается монахов-святогорцев, то они никогда не сомневались, а вслед за ними убеждены и все паломники, что дары волхвов сохранились до наших дней на Афоне, в греческом  монастыре святого Павла. Некоторые осчастливленные паломники рассказывают, что  когда греки-монахи   подносили  к  их уху одну небольшую золотую подвеску из даров волхвов,  тогда  от нее чудесным образом слышится как бы шепот...

© Анатолий Холодюк

Святая Гора Афон- Мюнхен
2002, 2006


 


 

Назад к списку